Ольга Анцупова (olga_anz) wrote,
Ольга Анцупова
olga_anz

Categories:

О литературных конкурсах и не только




Не так давно на известных торговых Интернет-площадках (Озон, Маркет, Бокс.ру и других) я увидела книгу «Всем! Всем! Всем!». Имя писателя показалось знакомым - Сергей Владимирович Петров. Заглянула на литературный портал Проза.ру, чтобы перепроверить себя: точно – это один из моих любимых авторов!

Признаюсь: меня порадовал не только сам факт публикации книги знакомого мне человека. Я была рада ещё и тому, что Сергей Владимирович стал наглядным опровержением расхожего мнения некоторых авторов о бессмысленности участия в творческих конкурсах и номинациях по причине якобы их формализма с заранее определенным списком победителей. Дело в том, что книга «Всем! Всем! Всем!» появилась на свет благодаря именно активному участию этого автора в Прозаровских литературных конкурсах. И как лауреат традиционной на сайте Проза.ру премии «Народный писатель» он получил право на издание своего сборника рассказов Союзом писателей России.


И вот ведь что интересно: когда я разместила у себя на страничке сообщение об этом событии, то в числе откликов с поздравлениями появились и такие: «Не знаю. У меня большие сомнения по поводу объективности результатов. Сам пару раз участвовал в этих движениях, но ни разу ничего не выиграл», «Да все эти конкурсы – для издателей, которые хорошо греют руки за наш счет», «Сплошная обдираловка, а не конкурсы: за издание – плати, за пересылку – плати!», «Побеждают только бездари! Истинные таланты всегда прозябают в нищете и безвестности. Это - аксиома», «Все мои знакомые в восторге от моих рассказов, а я дальше первого тура ни разу не продвинулся. Отбирают «своих» из года в год!», «Детский сад – все эти конкурсы! Как маленькие – верите в доброго дядю, который вас заметит и станет вашим литературным агентом», «Да кому нужны эти конкурсы?! Хочешь публиковаться? Заключай договор с издательством, плати, печатайся и реализуй свои книги на рынке! Делов-то!» и т.п.

А, действительно – кому нужны эти конкурсы? Все эти переживания-волнения, все эти ожидания-разочарования? Ведь понятно, что все участники победителями и лауреатами объективно стать не могут, а значит - шанс оказаться на конкурсной гонке в аутсайдерах неизмеримо выше, чем вероятность пробиться в число лидеров. И что дальше? Присоединять свой голос к общему хору о продажности жюри? Или переметнуться в лагерь тех, кто говорит не о своих проигрышах или о предвзятости отборочных комиссий, а о финансовых махинациях издателей и организаторов подобных мероприятий? Ведь нам же стонать и жаловаться всегда легче, чем объективно оценить собственные способности и с достоинством принять поражение.

Признаюсь честно: я ни разу не участвовала в конкурсах на Прозе.ру, хотя неоднократно получала приглашение. Поэтому мне сложно судить, насколько высока вероятность «пробиться» в таких мероприятиях к финишу, а уж тем более – оказаться в числе счастливчиков, обцелованных болельщиками и организаторами. Но и согласиться с теми, кто считает такие конкурсы «пустышкой» с заранее определенным финалом, мне тоже сложно, ведь по моей личной оценке все финалисты и победители Прозы – очень талантливы и интересны как авторы.

Но вот в январе этого года волей случая я впервые оказалась участником литературного конкурса. И произошло это с легкой руки… упомянутого мной Сергея Владимировича Петрова. Откликнувшись на мое поздравление, этот автор убедил меня в том, что сам дух соревнований очень стимулирует творческий потенциал любого пишущего, независимо от результатов конкурса. А нам, пенсионерам, азарт таких конкурсов, вообще, необходим, чтобы подольше не погружаться в болото «дожития».

Помимо убедительной аргументации своей позиции, Сергей Владимирович скинул мне ссылку на сайт «Конкурсы. Гранты. Премии. Фестивали» (http://www.konkursgrant.ru/), частым гостем которого, как оказалось, он сам является.

И мне неожиданно захотелось попробовать. Немедленно. Сейчас. Прямо же «с первой же строчки» (пока не растеряла смелость).

«Первой строчкой» оказался международный конкурс, посвященный 150-летию Максима Горького. К удивлению скептиков из числа моих «соратников по Прозе.ру», участие в нем было бесплатным, как и бесплатным была публикация в случае победы. Отбором работ занималось Национальное агентство по печати и СМИ «Русский литературный центр», а заказчиком и спонсором будущего сборника выступил знаменитый Фонд развития литературы имени А.М.Горького.

Но скептики не успокоились. Скептики (из самых лучших, разумеется, побуждений) стали инициативно наводить справки в Интернете и про Русский литературный центр, и про Фонд развития литературы, и про генерального продюсера Никиту Сергеевича Митрохина, и про главного редактора Татьяну Тимофеевну Копыленко, и про редактора Олесю Николаевну Мицук. Скептики насобирали массу информации из Интернет-помоек в надежде если не отговорить меня от участия, то хотя бы подготовить к предстоящему мне «столкновению с бездной преступности».

Дошло даже до смешного: в качестве убедительного доказательства масштабного мошенничества мне была сброшена ссылка на статью Алексея Мелькова с Прозы.ру с очень выразительным названием «Криминальный Русский литературный центр». Почему мне это показалось смешным? Всё просто: в азарте обличения мой «доброжелатель», похоже, даже не удосужился прочитать саму статью (http://www.proza.ru/2017/09/23/195), положившись только на её заголовок. А вот я прочитала и сразу успокоилась.

Но если что меня и пугало, так это оставшаяся неделя до окончания приема заявок и почти 7000 (семь тысяч!)  работ, уже поступивших к тому времени на рассмотрение в Русский литературный центр. Причем работы эти стекались в Москву со всех концов мира! И я очень сильно сомневалась, что смогу составить конкуренцию большинству авторов.

Однако к этому моменту мной уже овладел тот самый азарт, о котором мне говорил Сергей Владимирович Петров. Тем более что «в столе» у меня давно лежал очерк «Магия Книги. Сказки Горького», то есть специально готовить работу мне даже не пришлось, и 27 января я отправила текст под псевдонимом Ольга КАТ на указанный в Положении электронный адрес.

Первые же впечатления от взаимодействия с литературным агентом Катей Романовой, которая принимала мою работу, окончательно уничтожили тот неприятный осадок, который (чего уж лукавить!) оставили всё же некоторые негативные отзывы об этой организации на форумах и сайтах в Интернете, присланные мне моими «доброжелателями».

Долго ждать ответа мне не пришлось: уже 29 января от агента пришло подтверждение, что моя работа получена, к её оформлению претензий нет, она прошла конкурсный отбор и «Магия Книги. Сказки Горького» переданы на рассмотрение главному редактору Татьяне Тимофеевне Копыленко.


Такая организация работы с конкурсантами не могла не вызвать уважение и доверие, ведь до этого момента мне часто приходилось слышать от участников других литературных конкурсов претензии, суть которых сводилась к одному: «отошлешь работу, а в ответ – тишина. Хотя бы подтвердили получение. А если и подтвердят, то потом не знаешь, что и как с работой, пока случайно сам не обнаружишь в Интернете список победителей».

У меня же от момента отправки до получения сообщения о том, что работу отобрали для сборника, прошло всего трое суток!

1 февраля мне на почту для подписания пришло «Соглашение о публикации», а 9 марта – предварительный макет вёрстки издания для согласования. На этом этапе я обнаружила, что в сборник вошли произведения 267 авторов, что меня приятно удивило, ведь последнее подобное издание (по количеству представленных авторов) было выпущено Евгением Евтушенко и состоялось это событие лет десять назад. Более того, среди имен я увидела писателей не только из России, но и русскоязычных авторов из Германии, США, Израиля, Казахстана, Эстонии, Азербайджана, Сербии и других стран.




Последний «рубеж обороны» скептиков – это финансовая сторона таких конкурсов. Как я уже сказала, участие в конкурсе и публикация в сборнике было бесплатным. Экземпляр для себя я оплачивала по цене 360 рублей - стоимость же книги для остальных покупателей была намного выше. К слову сказать, уже к середине апреля весь тираж был раскуплен. Теперь этот сборник можно увидеть в образовательных учреждениях и библиотеках России, Европы и США, а часть тиража отправится в этом году на книжные выставки-ярмарки в Париже, Лондоне и Праге.

Я не имела возможности приехать в Москву на презентацию и забрать книгу, поэтому просто заказала (и что вполне логично - оплатила) её доставку по моему адресу. Причем я попросила сотрудников Русского литературного центра отправить мне книгу «экспресс-доставкой» (по причинам личного порядка мне хотелось получить её срочно, буквально в течение 2-3 дней). Таким образом, мои расходы, связанные с конкурсом, составили 620 рублей (стоимость книги с доставкой).

По завершении мероприятия мне было предложено получить карту «Резидент» (членское удостоверение) Русского литературного центра, которая предоставляет авторам ряд льгот, например: скидки (до 40%) на услуги агентства и его партнеров и участие в проектах с ограниченным доступом. Мне, как автору сборника, такая карта вручалась бесплатно, для других же желающих вступительный взнос составляет 6.200 рублей. Конечно, соблазн был велик, но я рассудила здраво: резидентом Русского литературного центра должен быть настоящий писатель, то есть тот, для кого писательство – цель, смысл и состояние души.

Я же, хоть и заразилась на пенсии тягой время от времени делиться какими-то своими мыслями на Прозе.ру или в Живом Журнале, остаюсь до мозга костей «технарем» - как по образованию и складу характера, так и по моим сегодняшним увлечениям.

Правда, в 2013 и в 2014 году у меня вышли две книги («Пенсионные забавы или Есть ли жизнь на пенсии?» и «В лабиринте Судьбы. И в шутку, и всерьез»), которые были приняты доброжелательно (на мой взгляд – даже слишком, если судить по скорости исчезновения книг из магазинов) и читателями, и критиками. Но - это совсем другая история, которая – по моему глубочайшему убеждению - не делает меня ещё писателем. По этой причине я отказалась от такого щедрого подарка, как карта «Резидент» Русского литературного центра.

Что ещё добавить к этой истории о моей первой попытке попробовать свои силы в литературных конкурсах?

20 апреля неожиданно для себя я получила открытку:





Согласитесь, такой жест со стороны организаторов любых конкурсов – редкость. Кто там особо вчитывается в Анкеты, которые присылают авторы! Да и анкеты лауреатов и победителей тоже остаются в прошлом, как и само мероприятие. 28 марта состоялась презентация сборника, автором которого стала и я. Так что эта страница моей биографии к 20 апреля была мною уже перевёрнута. И тут - такая приятная неожиданность! А это говорит о высоком уровне и стиле работы Национального агентства по печати и СМИ «Русский литературный центр» (http://litagenty.ru/)

Буду ли я ещё участвовать в каких-нибудь конкурсах? Не знаю. Но мне понравилось.

В любом случае, имена Татьяны Тимофеевны Копыленко, Никиты Сергеевича Митрохина и Кати Романовой останутся в моей памяти, как имена людей, подаривших мне приятные эмоции и переживания. И, конечно же, прекрасное издание, в числе авторов которого оказалась и я.
Tags: Копыленко Т.Т., Литературный фонд, Максим Горький, Митрохин Н.С., Никита Сергеевич Митрохин, Русский литературный центр, Татьяна Тимофеевна Копыленко, конкурс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments